«Зачем?» — главный вопрос, с которым журналисты во вторник шли на пресс-конференцию, посвященную покупке сети турагентств «1001 тур» Рашадом Мамедовым, гендиректором и владельцем турфирмы «TBS group». Тем не менее, на главный вопрос новый собственник дал довольно уклончивый ответ, отказавшись озвучить и стоимость сделки.
При этом Рашад Мамедов категорически опроверг предположение экспертов о том, что данная покупка предпринималась в интересах третьих лиц.
«Компании «Русский Экспресс» и «ICS» вошли в проекты Сергея Ватутина как портфельные инвесторы, а это предполагает, что такие инвесторы могут продать любой актив, если на него есть достаточно привлекательное предложение. За последние полтора года к проекту проявили интерес несколько покупателей, включая инвестиционные фонды.
Однако потенциальных инвесторов интересовала, прежде всего, IT-составляющая проекта, а сеть ритейлеровых агентств была им не столь интересна», — рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Тарас Кобищанов, гендиректор «Русского Экспресса». Он отметил, что последнее предложение от Рашада Мамедова полностью подошло, в первую очередь основному владельцу сети «1001 тур», а также и всем соинвесторам.
Напомним, компания «1001 тур» была основана Сергеем Ватутиным в 2002 году. В марте 2013 совместную долю в компании приобрели «Русский Экспресс» и ICS Travel Group, при этом по оценке туроператоров, покупка себя оправдала. Сергей Ватутин остался на посту гендиректора сети, а также сохранил за собой 51% капитала компании.
На текущий момент в сети «1001 тур» работает 183 агентства, при этом около 20 из них – собственные офисы, остальные работают по франшизе. «Покупатель» — сеть агентств «TBS», также располагает примерно 50 собственными офисами и 160 агентствами, работающими по франшизе.
Как сообщил на пресс-конференции Рашад Мамедов, с инициативой покупки сети «1001 тур» он вышел более года назад, в начале марта 2013. «Тогда ни о каком кризисе в отрасли речь ещё не шла», — отдельно подчеркнул собеседник. А к непосредственным переговорам с «Русским Экспрессом» он приступили в мае этого года.
«Получается интересная конструкция, потому что в руках господина Мамедова объединяются несколько сетей, включая «1001 тур» и «Мастер отдыха», а также центры бронирования, технологические решения, управленческая команда», — дополнил Тарас Кобищанов. Напомним, в середине июня турагентская сеть «1001 Тур» приобрела 100% активов туристической сети «Мастер отдыха». Сумма совершенной сделки не разглашается, однако уже известно, что купленный бренд будет сохранён и получит дальнейшее развитие. При этом эксперты оценили сумму сделки как не превышающую полмиллиона.
Впрочем, обосновывая покупку «с точки зрения продавца», о кризисе Рашад Мамедов все-таки упомянул. «В настоящих условиях держать сеть собственных турагентств туроператорам становится невыгодно, а вкладываться в агентские сети – тем более. В кризис те направления, которые через «1001 тур» предлагали его собственники, стали продаваться значительно хуже туров сторонних операторов, т.к. спрос сосредоточился на наиболее дешевых долларовых направлениях – Турции и Египте», — прокомментировал новый собственник.
Сумма сделки, впрочем, как и следовало предположить, не раскрывается. «Это был хорошо развитый бизнес. Убыточную компанию никто бы не купил», — кратко прокомментировал вопрос Рашад Мамедов. Он подчеркнул, что в первую очередь его интересовали такие активы «1001 тура», как портал Turizm.ru и сайт самой компании. «Мы примерно год занимались исследованием рынка, и сеть «1001 тур» лучшим образом отвечала нашей задаче – получение от реального туриста реальных заявок для наших турагентств», — пояснил Рашад Мамедов.
При этом, по словам предпринимателя, «раскрученный бренд» ликвидировать не будут, агентства продолжат работать под тем же сетевым именем. Кстати, расширять число агентств новый собственник не намерен. При этом он планирует вкладываться в их продвижение, в первую очередь на региональном рынке, причем «выбирать» наиболее выгодный способ продвижения будут местные представители.
Также Рашад Мамедов сформулировал свою «программу максимум». «У меня есть такая мечта – хорошо управляемая сеть. Свою задачу я вижу в том, чтобы сконцентрироваться на некоторых отелях в некоторых странах, и дать на них заработать операторам и турагентам», — сообщил новый собственник «1001 тура». При этом «всплывшую» информацию, что сеть приобретается в интересах третьих лиц, и прежде всего в интересах «Библио Глобуса», Рашад Мамедов категорически опроверг.
Добавим, что по мнению экспертов, сумма сделки на фоне сложившихся условий была явно невысокой. «Полагаю, что собственники вряд ли получили за сеть больше 200-300 тысяч евро. Дело в том, что из-за падения выездного турпотока на 40% многие розничные точки стали убыточными, а впереди зима, означающая дополнительное сезонное падение оборота.
На это накладывается то, что в структуре продаж «1001 туров» доля турпродукта от собственников никогда не превышала 30%, а сейчас упала ещё ниже из-за переориентации турпотока на дешевые долларовые направления, которых нет в портфеле ни у «Русского Экспресса», ни у «ICS». А значит, ценность этой сети для данных операторов упала ещё ниже. Поэтому логично, что они от неё избавились.
Другое дело, что всё равно остаётся загадкой, зачем её купил Мамедов, тем более что его компания «TBS group» в основном специализируется на перепродаже агентствам готовых турпакетов других туроператоров, для чего собственную сеть иметь совершенно необязательно.
Пожалуй, это был главный вопрос, который задавался в московском туристическом бомонде последние дни, на который пока так и нет чёткого ответа», — отметил знакомый с ситуацией эксперт, пожелавший остаться неназванным.