Конфликт ведущих турагентских сетей с туроператором «Coral Travel» выходит на новый виток: по жалобе АТОРа в дело вмешалась Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).
Правда пока антимонопольщики лишь вынесли предостережение сетям, которое напрямую никаких юридических последствий для них не несёт. При этом эксперты поясняют, что предостережение ФАС стало возможным лишь благодаря публичному призыву сетей бойкотировать «Корал», поэтому в дальнейшем им надо избегать подобных публичных действий.
Но самым разумным выходом из сложившейся ситуации всё же являются переговоры и выработка компромисса, хотя сейчас конфликт зашел настолько глубоко, что стороны оставили бизнес-интересы на втором плане, начав действовать исключительно ради принципа.
Так, на сайте антимонопольщиков появилась следующая информация: «ФАС России направила предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства в адрес семи туристических компаний: «Велл», «Глобал Тревел», «Спутник», «1001 Тур», «Травел Бизнес Сервис», «Горячие Туры», «Сеть Магазинов Горящих Путевок».
Как поясняют в ФАС, должностными лицами этих компаний опубликовано коллективное открытое письмо в интернете, в котором изложена солидарная позиция относительно партнерства с туроператором «Корал Тревел», а также обращение к сетевым и независимым турагентствам поддержать данную позицию и при продвижении и реализации турпродуктов отдавать предпочтение туроператорам, чей порядок работы с турагентствами отличается от порядка работы туроператора «Корал Тревел».
Всвязи с этим ФАС предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению 5 части 1 статьи 11 и пункта 5 части 1 статьи 11 прим. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Напомним, что в публичную плоскость конфликт сетей с «Коралом» вышел в самом конце июня. Тогда сети опубликовали открытое письмо, в котором «Корал» назывался иностранным туроператором и обвинялся в том, что пытается «навязать российскому бизнесу невыгодные условия работы и сотрудничества». А история, со слов агентств, началась еще весной, когда сети выслали руководству туроператора письмо, в котором изложили основные проблемы, приведшие к ухудшению условий сотрудничества для агентств.
«В частности, дискриминационная система комиссионного вознаграждения, отсутствие полноценной системы кураторства, невозможность решения возникающих в процессе работы вопросов, предоставление дополнительных скидок туристам в собственной рознице и т.д.», — сообщалось в документе.
В письме также говорилось о том, что представители сетей готовы к конструктивному диалогу по дальнейшим условиям сотрудничества. Однако из поступившего от туроператора ответа следует, что Coral Travel не собирается менять политику сотрудничества и на диалог не идет, жаловались сети.
Заметим, что туроператор Coral Travel входит в турецкий холдинг, работающий на территории России. В этой связи авторы письма ставят риторический вопрос — как повел бы себя бизнес в Турции, если бы какая-нибудь зарубежная компания начала бы диктовать условия сотрудничества в одностороннем порядке?
«Тем не менее, складывается впечатление, что данный зарубежный оператор просто игнорирует интересы российского турагентского сообщества и стремится развивать только свою собственную сеть турагентств, которой выделяются дополнительные преференции. Так ведь проще.
Гораздо легче компенсировать собственные издержки, которые у многих туроператоров резко выросли в последнее время из за нестабильной ситуации в Египте, Тунисе, и, конечно же, на Украине, где практически умер весь выездной туризм», — считают авторы письма. Причём в конце открытого письма туристическая сетевая розница фактически призвала объявить бойкот турам Корала.
Туроператор ответил на это письмо лишь через несколько дней, заявив, что «их целью является не упомянутое в письме представление интересов российского малого бизнеса и всех турагентов, а давление определенной группы сетевых объединений на туроператора с целью получить дополнительные преференции».
Далее конфликт продолжал разрастаться, хотя и перешёл в менее публичную плоскость: контракты с «Коралом» действительно разорвало большинство из упомянутых сетей, при этом противники стали в рассылках по турагентствам призывать туррынок поддержать свои позиции.
В дело вмешалась Ассоциация Туроператоров России (АТОР), которая обратилась в ФАС «с просьбой дать правовую оценку позиции крупнейших сетевых агентств относительно их призыва к туристическому бизнесу игнорировать сотрудничество с туроператором «Корал Тревел». Именно так говорит о своей жалобе АТОРа на собственном сайте.
Впрочем, эксперты полагают, что своё вмешательство в этот конфликт Ассоциации оглашать не стоило, чтобы не усугублять антагонизм между туроператорским и турагентским рынками. Тем более что ФАС в своём предостережении Ассоциацию никак не упоминает.
Что касается самих сетей, то пока никаких юридических последствий для них предостережение ФАС не несёт. «В данный момент ФАС не предъявляет сетям каких либо обвинений в правонарушениях, никаких предписаний не вынесено. Однако это дело антимонопольщики взяли себе «на карандаш», и если подобное повторится с другим туроператором, то последствия вполне могут стать осязаемыми», — отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, гендиректор ЮА «Персона Грата».
Как пояснил эксперт, ошибкой сетей стало именно публичное согласованное обращение к участникам рынка, что действительно при желании можно интерпретировать как картельный сговор, однако и реакцию Корала нельзя назвать рациональной — вместо того чтобы пойти на переговоры с представителями сетей и найти примирительную позицию, туроператор перешел к жесткой тактике и эскалации конфликта.
В результате стороны зашли в тупик в решении в общем-то обычного бизнес-вопроса.