Основной задачей для туроператоров станет «пережить» с минимальными потерями 2015 год – такую оценку сложившейся ситуации дал в четверг на пресс-конференции президент «Натали Турс» Владимир Воробьев.
При этом, по оценке эксперта, кризисные времена на рынке вполне подходят и для расширения турфирм – есть возможность воспользоваться освободившимся ресурсом для постепенного развития новых направлений, которые и были представлены журналистам.
«Последствия кризиса будут сказываться долго, но главное с минимальными потерями для бизнеса пройти 2015 год.
При этом мы считаем, что необходимо воспользоваться освободившимся после оптимизации программ ресурсом для открытия новых направлений. Но не тех, которые генерируют отрицательную маржу, а тех, что позволят зарабатывать», — рассказал Владимир Воробьев.
В «Натали Турс» видят два подобных направления. В первую очередь, это – как ни странно и против текущего «тренда» на рынке – Европа. «Нами уже достигнуты соглашения по трем направлениям – Чехия, Германия и Швейцария.
В процессе согласования программ и вывода продукта – Венгрия, Нидерланды, Бельгия и Мальта», — рассказал Владимир Воробьев. При этом рынку предлагаться будут проверенные и востребованные российским туристам направления, без «революций и новинок».
Второе направление также идет против тренда – это «качественная» и дорогая экзотика – Мальдивы, Сейшелы, Шри-Ланка, Индонезия, а также Филиппины, представленные регионально – «под запрос» Дальнего Востока.
«Мы не ставим на новых направлениях сверхзадач, будем ориентироваться на результат от 30 до 50 туристов в неделю», — рассказал Владимир Воробьев. В сумме это даст до 15 тыс. туристов за год. По оценке эксперта, это вполне реалистично.
Развитие новых направлений в кризисное время стало возможно благодаря новой политике перевозчиков. По словам Владимира Воробьева, с европейскими авиакомпаниями уже заключен договор о мягких условиях работы без жестких блоков – в частности, с «Чешскими Авиалиниями», «Lufthansa» и «SwissAir».
По экзотическим направлениям выгодные варианты представляет «Fly Dubai». «Нацперевозчики – такие как «Аэрофлот», «Трансаэро», «S7», также меняют форму сотрудничества с туроператорами, причём в лучшую сторону», — сообщил Владимир Воробьев.
Правда «смягчение» политики перевозчиков для «бюджетных» туристов, особенно охотников за турами «last minute», обернулось для них некоторыми потерями. «Перевозчики перевели популярные европейские направления – Рим, Милан, Париж на туроператорские тарифы и политику мягких блоков.
Соответственно, у туроператоров отпала необходимость «заниматься благотворительностью» и продавать последние места по ценам last minute. Таким образом, конечные пакетные цены выросли примерно на 30%», — оценил Владимир Воробьев.
И действительно, политика перевозчиков – и также вставшая перед ними необходимость выживать – может обернуться для рынка ощутимой и «долгоиграющей» проблемой.
«У рынка три основные проблемы – во-первых, кризис доверия к туротрасли, приведший в том числе и к росту числа самостоятельных туристов, во-вторых — девальвация рубля, и третья проблема, которую за первыми двумя не заметили, но которая останется на долгое время – это политика перевозчиков.
С наступлением кризиса авиакомпании начали «выбрасывать» на рынок билеты дешевле, чем по ценам блочных тарифов, которые они предоставляют туроператорам», — пояснил Владимир Воробьев. Так, билеты до Бангкока в ноябре предлагались по цене в 450$ в свободной продаже при блочной цене в 600$. «Это сразу вызвало большие проблемы – и в ноябре и на новогодние каникулы.
В итоге все три проблемы в совокупности привели к тому, что туроператоры были вынуждены опускать цены на турпакеты. И хотя практически все новогодние программы были реализованы, вопрос в их рентабельности остался», — добавил Владимир Воробьев.
Последствия заигрывания авиакомпаний с самостоятельным туристами для туррынка могут долго сказываться, так как обычно Новый год для туроператоров был временем, позволяющим подзаработать и создать «подушку безопасности». А в связи с демаршами перевозчиков сейчас такой «подушки» у многих туроператоров больше нет.
Впрочем, на летний период эксперт прогнозирует другие проблемы – в основном, на массовых направлениях. Несмотря на кризисный период, по оценкам эксперта, у туроператоров останутся силы «воевать» на таких направлениях, что может обернуться новыми банкротствами.
Главные такие массовые направления — это Турция и Кипр, за ними вплотную идёт Греция. «У Турции и Кипра фактически нет альтернатив российскому рынку, они «сидят на игле» и будут готовы пойти на всё в борьбе за нашего туриста.
При этом отели могут поступить точно также как перевозчики, и «выбрасывать» номера в свободную продажу по более низкой цене, чем для туроператоров.
По Греции туроператоры «завязли» в многолетних контрактах и обязательствах по отелям, соответственно тоже будут вынуждены их заполнять. В итоге всё это приведёт к новой волне демпинга», — объяснил Владимир Воробьев. Соответственно, по его оценкам, банкротств на рынке в такой ситуации будет не избежать, вопрос лишь в том, будут они «громкими» или «тихими».
«Середнячкам» на массовых направлениях, которые остались, остается посоветовать переквалифицироваться в другие ниши и «бежать» от демпинговых войн. А также не лезть в чартеры и не брать блоки», — резюмировал Владимир Воробьев.