В далеком XIII веке не на шутку разбушевавшийся шторм выбросил двух рыбаков на тогда еще пустынный берег реки Амстел. «Это проявление Божьего промысла!», — подумали чудом выжившие рыбаки и решили поселиться со своими семьями на этом «спасительном» берегу.
Поговаривают, что именно в этом самом месте сейчас находится знаменитый район Красных фонарей. А в XIII веке здесь была простая рыбацкая деревушка, жители которой начали строить дамбу, чтобы уберечь свои жилища от разливов реки.
На рубеже XIII–XIV веков Амстердам получил городские привилегии — право возводить городские стены, право чеканить собственную монету и право взымать пошлину за использование мостов и шлюзов, — а в 1317 году граф Вильгельм III (William III «The Good», 1285–1337) присоединил его к графству Голландия.
Спустя несколько лет в городе появляются защитные стены и первое полукольцо укрепленных каналов. В XV веке возникает второе кольцо каналов, которое ограждает территорию, лежащую за городскими стенами. Амстердам растет, расширяется и богатеет.
В конце XV — начале XVI века, получив от Ганзейского союза право свободной торговли на Балтийском море, Амстердам превращается в крупнейший мировой центр торговли (основной продукт — зерно). Однако именно XVII век, не случайно прозванный «Золотым», принес славу амстердамскому флоту, по тем меркам самому большому в Европе.
Благодаря бурной активности на всех известных морях Нидерланды становятся одной из крупнейших колониальных держав. Корабли прославленной Ост-Индской компании свободно плавали в Индийском и Тихом океанах у берегов Южной и Юго-Восточной Азии, доставляя в Амстердам несметные богатства. Более того, голландские мореплаватели в поисках северного пути в Индию добрались и до берегов Белого моря, где начали торговать с Московией, вывозя русский лес и меха.
Из Амстердама же в 1604 году отплыл (правда, под английским флагом) в далекое путешествие Генри Гудзон (Henry Hudson, 1565–1611), которому было суждено открыть и исследовать залив, дельту реки (позднее названной Гудзон) и остров Манхеттен, где впоследствии был основан Новый Амстердам, сегодня известный нам под названием Нью-Йорк.
И нет ничего удивительного, что именно в Амстердаме великий русский царь-реформатор Петр I учился корабельному делу.
В связи с сильным притоком населения Амстердам существенно расширяется. В начале XVII века за основу развития города был принят «план трех каналов». Со временем каналы Херенхрахт, Кейсерсхрахт и Принсенхрахт, окаймленные зелеными бульварами, стали основой для амстердамского Нового города.
Вдоль каналов вырастают роскошные особняки голландской знати, в глубине узких улиц ютятся простенькие домишки бедняков. Именно в это время создается множество архитектурных шедевров, таких как здание ратуши на площади Дам, которая превратилась в Королевский дворец во времена французской оккупации, когда брат Наполеона Луи Бонапарт стал королем Голландии (1806–1813). Было и такое.
Сегодняшний Амстердам, пожалуй, не так уж и сильно отличается от Амстердама 300-летней давности. Та же сеть каналов, протяженностью около 100 км, те же изящные мосты в количестве достигающем тысячи штук, та же фирменная голландская архитектура, то же столпотворение разномастной публики.
И пусть в начале XIX века Амстердам утратил свое мировое значение в качестве крупнейшего европейского порта, однако он не утратил своего особого духа.
Танцы на сваях
Нет необходимости ехать в Амстердам со своим велосипедом — двухколесного друга можно взять напрокат.
Рядом с Центральным вокзалом Амстердама расположилась четырехуровневая стоянка для… велосипедов! Трудно представить, сколько двухколесных транспортных средств заполонило каждый из четырех довольно просторных этажей этой типично автомобильной стоянки. Их здесь, наверное, тысячи. Впрочем, ничего удивительного, ведь любовь голландцев к велосипедам известна на весь мир.
«Голландцы рождаются вместе с велосипедом», — шутят здесь. На дорогах города доминируют не машины, для которых во многих местах запрещена парковка, и не пешеходы, а именно велосипедисты, в огромном количестве несущиеся туда-сюда по своим делам и беспрестанно звонящие в звонки.
Говорят, что на 16 миллионов жителей Голландии приходится 32 миллиона велосипедов. Женщины и мужчины, молодые и старые, учителя и студенты, бизнесмены и домработницы — все ведут двухколесный образ жизни.
Цивилизованные или спонтанные парковки велосипедов в Амстердаме повсюду. Количество их просто поражает. Часто можно видеть такую картину: стоит около какого-нибудь дома велосипед без колес или даже без седла, а то и вовсе от байка осталась одна рама, или же исчез весь велосипед целиком, а на месте его бывшей парковки печально болтается перекушенный трос.
Как утверждают сами горожане, воровство велосипедов в Амстердаме — национальный вид спорта. Именно поэтому здесь предпочитают ездить на очень старых, неприглядных байках, и очень редко кто отваживается сесть на новенький спортивный или горный велосипед.
Город цветов
30 апреля в Голландии отмечают самый главный праздник страны — День рождения Королевы. Весь Амстердам в это время цветет пышным цветом: сады, парки и площади покрываются ковром совершенно фантастических по красоте тюльпанов, балконы и подоконники домов, выходящих на набережные, украшаются яркими цветочными гирляндами. Город распускается.
Город благоухает. Город гуляет. Именно 30 апреля в 1980 году была коронована правящая сейчас королева Беатрикс. Более того, 30 апреля — это день рождения матери Беатрикс, королевы Юлианы. Официальное празднование дня рождения королевской особы превратилось в самый любимый и самый главный праздник страны благодаря Беатрикс.
Беатрикс родилась в январе, но захотела праздновать свой день рождения в апреле. Поговаривают, что нынешняя королева хотела приурочить торжества к цветению тюльпанов.
Амстердам и тюльпаны — почти неразрывные понятия. На ум сразу приходит очень забавное понятие «тюльпаномания». Повальное, фанатическое увлечение тюльпанами в Голландии началось в XVII веке, когда в страну был завезен этот цветок. Тогда Амстердам просто утопал в тюльпанах, которые выращивали на улицах, в парках, садах, которыми засеивали целые поля.
«Мания» выражалась в страстном желании голландцев вывести новые сорта тюльпанов и продать их за баснословные деньги. За одну луковицу можно было купить целую карету с лошадьми и всем необходимым.
Да что там карету! За три луковицы можно было купить два каменных дома в Амстердаме, чему есть вполне конкретное подтверждение (подробности этой сделки запечатлены на каменной плите, хранящийся в одном из городских музеев). «Все и каждый спекулировали на тюльпанах — даже матросы с баржей, тряпичницы и трубочисты.
Богатейшие купцы не стыдились предаваться этой страсти. Люди покупали и перепродавали луковицы, даже не видя их, однако наживали чудовищные прибыли. Это превратилось в своего рода азартную игру.
Одни богатели в два — три дня, другие теряли все, что имели. Земли, дома, скот и даже одежду отдавали за тюльпаны, когда у людей не было наличных денег. Дамы продавали свои драгоценности и украшения, чтобы участвовать в этой игре. Все только о ней и думали», — пишет Мери Мейп Додж (Mary Elizabeth Mapes Dodge, 1831–1905) во всем знакомой с детства книжке «Серебряные коньки».
Сейчас никакой тюльпановой лихорадки в Амстердаме не наблюдается, однако город продолжает зарабатывать на любимом цветке. Как-никак продажа тюльпанов является одной из самых прибыльных статей национального дохода. Взять хотя бы знаменитый цветочный рынок, существующий с 1642 года.
Заходишь внутрь и попадаешь в настоящий лабиринт из прилавков с луковицами, стендов с семенами, рядов рассады. Здесь столько пестроты, столько тонких ароматов, что довольно быстро начинает кружиться голова. А с тюльпанами на прилавках соседствует конопля в различных вариациях, что, собственно, не удивительно — мы же в Амстердаме!