Триумфальная арка, Париж. Франция
Четыре огромных скульптурных барельефа украшают пилоны Арки, самый известный из которых воистину прекрасен (находящийся с правой стороны сооружения). Данный барельеф был создан Франсуа Рюда и отображает поход волонтеров в 1792 году под названием «Марсельеза».
Данная композиция представлена скульптурной группой воинов под предводительством крылатой богини. Этот образ французами воспринимался как аллегория символа революции, свободы и победы. Со стороны Елисейских полей можно увидеть барельеф, выполненный скульптором Корто, который носит название «Триумф 1810 г.». Со стороны авеню де ла Гранд-Арме справа находится «Сопротивление» и «Мир», созданные скульптором Этексом.
Главные наполеоновские победы видны на верхних барельефах, а на щитах выгравировано наименования 128 великих сражений, которые принесли победы императорской армии. Также там можно увидеть 558 имен французских военачальников. Триумфальная арка находится в окружении ста гранитных тумб, которые соединены между собой цепями из чугуна и символизируют дни правления Наполеона.
История создания Триумфальной арки в Париже
Решение о сооружении Триумфальной арки Наполеоном было принято 18 февраля 1806 года. Арке отводилась роль символа непобедимости армии Франции. Автором проекта считается Ж.Ф. Шальгрен, его идея была положена в основу сооружения, которое без особых изменений туристы могут видеть и сегодня. Все необходимые перемены проводились сразу по мере выполнения строительных работ.
Когда Шальгрен умер, работы продолжались под руководством архитекторов Л. Гу, Г. А. Блуз и Ж.Н. Юйо, вносившие каждый свой вклад в постройку. Шаблонами для Триумфальной арки оставались сооружения Древнего Рима, однако французский экземпляр по задумке автором должен был быть величественнее и массивнее.
15 августа 1807 г. осуществилось заложение первого камня в фундамент и началось строительство, которое по политическим мотивам было несколько раз приостановлено и потом возобновлено.
1814 год знаменателен для Франции отречением Наполеона от престола. В это время у арки опоры были выполнены только на половину высоты, чем по плану. Именно в это время после восстановления империи Бурбонов строительство прекратилось, так как отпала необходимость в возвеличивании Наполеона и его войска.
Продолжилось выполнение строительных работ только спустя восемь лет. Теперь арке отводилось иное предназначение – она должна была отображать победы Франции над Испанией. А к 1830 году вернулась идея возвеличивания аркой достижений французской армии Наполеона. Это решение принято окончательно и, спустя шесть лет, а именно, 29 июля 1836 года, все-таки состоялось торжественной открытие.
В 1840 году проследовал траурный кортеж с останками Наполеона, которые были доставлены с острова святой Елены. Несколько позже были и другие известные особы, удостоенные остановке под сводами арки при погребении (Т.Гамбетт, В. Гюго, Л. Карно, генералы Жоффр и Фош, маршал Латтр де Тассиньи).
Особенности строения Триумфальной арки
Фасады сооружения обращены на Елисейские поля, которые спускаются к площади Согласия, к Лувру и Тюильрийскому саду. На другой стороне арки находится авеню де ла Гранд-Арме, которая заканчивается современными небоскребами и Большой аркой квартала Дефанс.
Имеет арка классическую П-образную форму, внушительные ее размеры также впечатляют (высота и ширина указаны выше). Имеет один центральный проем, а с южной и северной стороны находятся еще два небольших проема.
Увенчана арка фризом в пять метров, барельефы у которого показывают великие победы французской армии. Аттик, находящийся на самой верхней части арки, является своеобразной надстроенной стенкой и на нем можно увидеть выгравированный список 30-ти крупных сражений Наполеона.
И с одной, и с другой стороны имеются изображения битв при Абукире и Аустерлице. На самом врху арки располагается смотровая площадка, достаточно широко пользуется успехом у туристов. А вот внутри арки находится маленький музей истории.
На память о погибших в войне 1914-1918 годов у подножия находится Могила неизвестного солдата (дата создания – 1920 год), а над могилой горит вечный огонь.
Культурное значение Триумфальной арки в Париже
В 1921 году (28 января) был торжественно захоронен под Триумфальной аркой неизвестный французский солдат, который погиб в первую мировую войну. В память о всех пропавших без вести французов на полях сражений горит Вечный огонь, расположенный над могилой.
Именно французы первыми среди европейских стран возродили традицию Древнего Рима зажжения вечного огня и придания ему иного значения. Ранее был только священный огонь, который горел только в храме богини Весты и был потушен в конце четвертого века.
Внутри самой арки размещается музейная экспозиция, которая посвящена истории создания памятника. В 2008 году музей несколько видоизменен под руководством архитектора К. Жиро и художника М. Бенаюна. Так, благодаря использованию мультимедийных презентаций сила воздействия прежней концепции выставки на посетителей значительно возросла. А на крышу арки, откуда открывается неповторимая панорама города, туристам приходится преодолеть лестницу в 46 ступенек.
Текущее состояние Триумфальной арки в Париже
1986 год символизирует 150-летие создания Триумфальной арки. К сожалению, сегодня у нее растрескались барельефы, очень ослаблены между камнями соединения. Во избежание возникновения аварий растянуты защитные сетки, защищающие от падения камней. Основные причины постепенного разрушения сооружения – атмосферные осадки. Именно они вызвали неравномерную осадку арки.
Для спасения памятника проводился ряд мероприятий, который включал в себя: укрепление фундамента и фасадов, реставрацию скульптур, заполнение с помощью впрыскивания бетона щелей между камнями. В основном, средства на необходимые работы выделялись Министерством культуры Франции. Однако, определенная часть средств поступала за счет пожертвований организаций и частных лиц.
Помимо негативного влияния на арку атмосферных осадков, достаточно разрушительно действует на памятник копоть автомобилей и городская пыль. Впервые ее очищали в 60-х годах двадцатого века. Последние реставрационные работы были проведены в 2003 году и стоили они государству 2 миллиона 235 тысяч евро.
Зодчие Северной Кореи отняли звание самого крупного сооружения арочного типа у Триумфальной арки, создав свою арку во имя вождя Ким Ир Сена. Однако, самой известной все-таки продолжает оставаться именно памятник в Париже.
Итак, рассуждая об истории создания Триумфальной арки, можно сделать вывод, что данной сооружение остается самым известным в мире.
Несмотря на многолетнее выполнение строительных работ, которые периодически приостанавливались в связи с политическими мировоззрениями, арка остается выдающейся достопримечательностью и будет таковой в будущем. Ведь правители при создании данного памятника пытались переориентировать историческую направленность арки. Однако, французская армия под командованием Наполеона имела свое значение для Франции в то время и останется навсегда ее историей.
Этот памятник считается символом Парижа, наравне с Собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней. Сюда постоянно прибывает большое количество туристов.
Триумфальная арка открыта каждый день: в период с апреля по сентябрь с 1000 до 2300, с октября по март 1000 до 2230. Посещение платное и стоит 9€, но дети в возрасте до 18 лет в обязательном сопровождении взрослых бесплатно.