Искусство древнего Египта

Искусство древнего Египта

Статья “Искусство древнего Египта” познакомит читателя с культурой одной из самых загадочных и мистических стран в истории человечества.

Скульптура и живопись

Техника скульптуры также претерпевает изменения: на смену резкости очертаний приходят плавные мягкие линии, создающие впечатление подлинного человеческого тела. Лица людей становятся более живыми и при этом спокойными, они уже не несут в себе пафоса, свойственного скульптурам Древнего царства.

В начале существования Среднего царства скульпторы и художники еще безукоризненно придерживались древних традиций, однако уже на рубеже XX века мастера Среднего Египта стали модернизировать унаследованные каноны.

В частности пропорциональное деление изображаемых в росписях фигур увеличивается в несколько раз и доходит до 15 – 18-ти делений, вместо прежних 5 – 6-ти. Так же в росписях и рельефах появляются новые сюжеты, а изображаемые сцены становятся более реалистичными.

Для получения мягких оттенков, в уже привычные краски добавляют белила. Всё чаще можно встретить, абсолютно новые, коричневый и пурпурный цвета.

Искусство XXXII — XXIV веков до нашей эры (Древнее царство)

В начале III тысячелетия до нашей эры в искусстве Египта складываются те фундаментальные каноны, которых придерживались следующие поколения творцов на протяжении многих столетий. Особое место в искусстве Древнего царства занимала Архитектура и, в частности, возведение усыпальниц царских особ.

На строительство последнего пристанища фараонов не жалели ни денег, ни человеческих сил, именно для такого рода строительства разрабатывались новые технологии, именно здесь воплощались самые передовые идеи.

Именно в период Древнего царства возникла идея возведения усыпальниц в форме пирамид. Автором этой идеи стал знаменитый египетский архитектор, врач и астроном – Имхотеп, который за свою великую идею был наречен величайшим из мудрецов, а позднее сыном самого бога Птаха. Покоился же в первой египетской пирамиде царь III династии Джосер.

Связанно такое усердие было с верой в то, что дух фараона, являвшего собой при жизни олицетворение божественных сил, при оказании ему должного почёта, будет и после смерти оберегать свой народ от бед.

Скульптура и живопись

В Отличие от Древней Греции, где скульптуры создавались с эстетическо-созерцательной целью, египетские скульптуры времен Древнего царства носили в основном сакральный характер. Множество статуй времен Древнего царства, сохранившихся до наших дней, были найдены при раскопках храмов, в основном это статуи изображавшие фараонов и членов их семей. Подобные скульптуры помещались в храмы с целью обеспечить фараону благосклонность и покровительство высших сил.

Большая часть скульптур извлекалась из царских усыпальниц. Материал, используемый для изготовления скульптур этого периода достаточно разнообразен. До нашего времени дошли прекрасные образцы из песчаника, красного и черного гранита, шифера, также довольно активно использовалось дерево. Культовое назначение многих из них до сих пор доподлинно неизвестно, так как немногие из них сохранили свой первозданный вид и местоположение в усыпальнице.

Довольно распространённым видом искусства была живопись. Картинами, изображавшими фараонов, и сцены из жизни богов, обильно украшали колонны и стены гробниц и храмов. В период Древнего царства уже существовало три вида изобразительного искусства: барельеф, врезанный рельеф и роспись. Барельеф использовался наиболее часто, менее распространенный врезанный рельеф отличался тем, что поверхность, служившая фоном картины, оставалась целой, а контуры изображения делались более глубокими.

Для получения красок египтяне использовали минеральные вещества: сажа давала черный цвет, охра – желтый и красный; белый получали из известняка, зелёный из измельченного малахита; для получения оттенков синего цвета использовали кобальт, медь и измельченный лазурит.

Мастера росписи в своём искусстве применяли несколько техник. В классическом варианте роспись выполнялась по сухой основе, но известны и особые случаи, когда этот общепринятый способ успешно сочетали с техникой заполнения заранее изготовленных в картине углублений разноцветными пастами. Известным примером такой росписи стали гробницы в Медуме.

В это время окончательно сложились основные правила создания картин. Согласно им фигура главного действующего лица сцены изображается крупнее, нежели все остальные; голова и ноги человека изображаются в профиль, в то время как торс и глаза написаны в фас; предметы, находящиеся дальше изображаются на картине выше ближних; изображения и надписи едины.

Искусство XXI – XVIII веков до нашей эры (Среднее царство)

Архитектура начала двадцать первого века представляла собой смесь из традиций строительства раннего и позднего периодов Древнего царства. Проще говоря, усыпальницы царей Среднего царства представляли собой сочетание классических скальных гробниц и пирамид.

Наиболее известный пример этого жанра архитектуры — гробница Ментухотепа I. Позднее, фараон Аменемхет I предпочтет вернуться к традиции постройки усыпальниц в форме пирамид, однако такие пирамиды будут уже гораздо меньше, да и грубые просчеты архитекторов не позволят им сохраниться в веках.

Правление Эхнатона

Довольно интересные веяния возникли и в традиционном заупокойном культе египтян. Теперь они верили, что душа не покидает пределов этого мира, покойный просыпается в своей гробнице с первыми лучами великого Атона и проводит день среди живых.

Таким образом, была утрачена вера в существование загробной реальности. Вскоре после смерти Эхнатона все его новшества были искоренены, а сам фараон – посмертно проклят. Но, хотя официально общество вернулось к старому укладу жизни, указанный Эхнатоном путь развития уже не позволял египтянам жить и верить по-прежнему.

Постепенно жрецы превращаются в самостоятельную, могущественную политическую силу. Так продолжается до прихода к власти фараона Эхнатона. В XIV веке до нашей эры Эхнатон издаёт указ, упраздняющий всех древних богов, а соответственно и отменяющий культ поклонения им.

Теперь единственным богом считается Атон (солнце), а единственным наместником Атона на земле называется фараон. Таким смелым поступком Эхнатон мгновенно лишает жрецов былой значимости, чем превращает их в своих злейших врагов.

Искусство времён Эхнатона всячески подчёркивает значение фараона и его единство с Атоном. Примером тому служат огромные, трехметровые статуи Эхнатона, возведенные во дворе храма Атона в Карнаке, и барельефы, на которых сам Атон вручает фараону знаки жизни. Вместе с тем искусство, прославляющее фараона, утрачивает свои канонические черты. Изображения Эхнатона, относящиеся к позднему периоду его правления, лишены идеализированных черт, которыми ранее награждали фараонов.

Даже вышеупомянутые огромные статуи Эхнатона, изображают фараона обычным, не отличающимся особой статью человеком, с далеко некрасивым лицом, тонкой длинной шеей и фигурой, больше походящей на женскую.

Портретное сходство становится отныне обязательным каноном изобразительного искусства. Новые требования повергли в шок мастеров, вовсе не готовых к такому развитию событий. Привыкшие к постепенной модернизации правил, пришедших из древности, они совершенно не знали, в каком направлении мыслить теперь.

Именно по этой причине ранние скульптуры и рисунки того периода отличаются остротой и неровностью линий, диспропорциональностью фигур. Однако с течением времени линии становятся всё более плавными, а скульптуры и картины реалистичными, наделёнными жизнью.

Искусство Нового царства

Период Нового царства – это время необратимых преобразований в египетском искусстве. На заре Нового царства фараон утрачивает свою былую значимость, теперь основная роль в жизни общества принадлежит богам и их жрецам.

Это обстоятельство очень быстро находит отражение в архитектуре: более не существует культа постройки гробниц, с тем же фанатичным усердием архитекторы теперь возводят величественные храмы.
Росписи и барельефы, найденные в гробницах того периода, повествуют уже не о величии и богоподобности фараона, а о том, как правитель и его семейство покорно служат великим богам.

Заключение

Искусство Древнего Египта формировалось и эволюционировало вместе с тем, как менялись взгляды египтян на окружающую действительность, лишь одно оставалось неизменным всегда: искусство служило зеркалом, в котором отражались культовые верования нации.

4/5 - (1 голос)