Анубис (Бог древнего Египта)

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

Анубис

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти.

Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат.

Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Анубис

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани.

Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Другим связанным с ним богом стал Упуаут – покровитель войны и разведчиков. Так как он изображался как человек с волчье головой и в некоем роде тоже являлся проводником убитых воинов в загробный мир его с Анубисом стали принимать за одно лицо.

Заключение: Анубис в современном мире

В наши дни, когда туризм является одним из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики, древние легенды и мифы стремятся как можно более активно использовать в качестве рекламы. Созданные на их основе товары пользуются постоянным спросом и успешно продаются.

Египет в этом плане ни в чем не уступает Греции или Италии. Египет стремиться развивать свой туристический рынок не только за счет прекрасных пляжей, но и за счет подогрева к своей древней и самобытной культуре.

Анубис

Анубис в свете этого давно стал раскрученным мировым брендом. Изображения бога, найденные при археологических изысканиях, находятся во многих известных музеях. При этом не только Египта, но и многих других стран.

Простые же туристы с удовольствием покупают разнообразные сувениры с изображением Анубиса – будь то уменьшенные копии реальных изображений и памятников, или стилизованные рисунки современных авторов. Популярны также копии масок, изображающих голову божества.